погода
Сегодня, как и всегда, хорошая погода.

Netinfo

"МЭ" Суббота" | 25.09.04 | Обратно

Скрытые опасности открытой границы

Любовь СЕМЕНОВА

Со вступлением Эстонии в Европейский союз те внешние западные границы, что совсем недавно были закрыты для нас на достаточно прочный замок, в одночасье стали внутренними границами ЕС и широко распахнулись для законопослушных граждан. Но только ли для них?

Задуматься о тех вероятных скрытых опасностях, что таят в себе европейские открытые границы, заставил меня один, казалось бы, незначительный эпизод.

Все началось с пятницы, 17 сентября сего года, когда впервые после присоединения Эстонии к Евросоюзу мне пришлось прокатиться на пароме, следующем из Таллинна в Хельсинки, в компании (так уж получилось) высокопоставленных чиновников из разных стран: Эстонии, России и Финляндии. Паром был самым обычным, из тех, что ежедневно курсируют на означенном маршруте, переправляя на эстонский «шопинг» и обратно многочисленных финских туристов.

Отправлялись мы вечерним рейсом, и пассажиров в «отстойнике» А-терминала Таллиннского порта собралось предостаточно. Следовавшие к родным пенатам гости из соседней Северной страны, согласно сложившейся за последние несколько лет, а особенно месяцев, традиции, все как один имели при себе солидный багаж в виде сумочек, сумок и большущих баулов на колесиках (пожалуй, только наша представительная делегация явилась в порт налегке, поскольку в тот же вечер мы должны были вернуться обратно). И когда объявили посадку на борт парома, вся эта масса людей с вещами (а вместимость «Мелодии» 1600 пассажиров и 290 машин, и даже если он заполнен на треть, цифра все равно внушительная) пошла через паспортный и таможенный контроль.

Таможня дает добро

Легкое недоумение возникло, когда оказалось, что таможенного контроля как такового, в том виде, в котором он существовал совсем недавно, уже нет. Впрочем, коридоры зеленого и красного цвета остались, но теперь, когда внешние границы ЭР стали внутренними границами ЕС, они практически потеряли свое первоначальное значение. Во всяком случае, мне довелось стать очевидцем того, как огромные баулы, внутри которых могло находиться все что угодно, спокойно, без всякого досмотра, проплывали мимо людей в форме по зеленому коридору вслед за своими хозяевами. И кто знает, что там, в этих огромных «сумищах», было? Хорошо, если не взрывпакеты, эти ставшие столь модными в наше время «транзитные вещички».

А проверку посадочного билета на «Мелодию» я вообще так не называла бы, потому что предъявить, как мне показалось, можно было любой кусочек картона - в него все равно никто не всматривался.

В общем, на «Мелодии» я (и не только я) всю дорогу вспоминала «Эстонию». И могу сказать, что в то время, когда весь мир достаточно хорошо представляет себе, что такое терроризм, когда в соседней стране то и дело люди становятся жертвами терактов, такое, мягко говоря, легкомысленное отношение к пересекающим морскую границу гражданам разных государств показалось мне, по меньшей мере, странным.

Со своими сомнениями я обратилась в республиканский Таможенный и налоговый департамент, который, по моему разумению, является ведомством, в данном случае непосредственно причастным к моим душевным переживаниям.

Мы же теперь в Европе!

«На внутренних границах ЕС выборочный таможенный контроль без предварительных конкретных подозрений запрещен, - сказал «Молодежи Эстонии» пресс-секретарь Таможенного и налогового департамента Айвар Пау. - Точно так же, как таможня без конкретной предварительной информации не проверяет никого на границе, например, Харьюского и Ярваского уездов, не проводит таможенный контроль на границе Эстонии с Латвией, она не проверяет и пассажиров судов, следующих в Финляндию или Швецию.

Деятельность Эстонской таможни в основном направлена на таможенный контроль на восточной границе, которая для единой Европы является внешней. Это касается также судов и самолетов, которые направляются в страны, не являющиеся членами ЕС.

Что касается предупреждения международного терроризма, то в Эстонии этой сферой напрямую занимаются другие ведомства, а функция таможни здесь заключается в том, чтобы провести реальную проверку на основе полученной от них информации. Разумеется, таможня может и сама обнаружить стратегический товар, например, оружие, и таким образом предупредить возникновение возможной опасности терроризма. Но до сих пор в Эстонии контрабанда оружия в больших количествах обнаружена не была.

В дополнение стоит отметить, что Эстонская таможня не отвечает за обеспечение безопасности пассажиров в морских путешествиях - это не охранное предприятие».

Короче, как сказал мне Айвар Пау, если меня в течение всего рейса не покидало подозрение, что у кого-то из пассажиров мог быть при себе какой-либо «террористический товар», то мне следовало незамедлительно обратиться к команде судна.

Но в том-то все и дело, что конкретных подозрений у меня не было, а было лишь недоумение, почему так легко у нас пройти на борт большого парома, курсирующего между двумя странами. Как будто бы, если мы в Европе, так уже самим этим фактом застраховали себя от каких бы то ни было проявлений терроризма. А если взять и вспомнить недавний теракт в европейской Испании, в результате которого погибли сотни людей? Или обратить внимание на угрозы, то и дело отпускаемые террористами в адрес многих других европейских стран? В особенности тех, которые участвуют в урегулировании кризиса в Ираке.

Однако мы тут, в Эстонии, терроризма не опасаемся. Во всяком случае, комиссар Полиции безопасности (КаПо) Мартин Арпо так прокомментировал мои опасения: «Методы, используемые для предупреждения и пресечения терроризма, должны быть пропорциональны его опасности. Опасность терроризма в нашем регионе находится не на столь высоком уровне, чтобы нужно было проводить тотальный контроль ручной клади пассажиров морских судов на внутренних границах Евросоюза».

Не терроризм - так нелегальная миграция

Теракты нам не грозят. Ну и ладно. Но контроль на границе, считаю, все же «из рук вон». В этом я еще раз убедилась после того, как одна знакомая (назовем ее Мариной) поделилась со мной своими впечатлениями на ту же тему. Ей удалось «проникнуть» на уже другой паром вообще без всякой регистрации. Причем въехала она на него, обойдя все пограничные посты, по-королевски, на собственной легковой машине.

Марина рассказала, как она с супругом пересекала эстонскую морскую границу: «Получилось так, что мы совсем забыли, что при въезде на паром нужно регистрироваться. У нас в руках был билет, а про регистрацию мы почему-то не вспомнили. Мы спокойно проехали границу, и только когда уже направлялись к парому, я заметила, что у всех на зеркалах машин прикреплены бумажки с цифрами, которые, как я потом узнала, означают, сколько в машине пассажиров. А у нас такой бумажки не было.

И дядечка, который показывал дорогу к парому, тоже спросил, где эта бумажка. А у нас ее и быть не могло, потому что мы просто-напросто регистрацию не прошли, миновав домик, где эту регистрацию проходят.

Я потом уже поняла, почему так произошло. Дело все в том, что в билете было написано, что явиться на посадку нужно за два часа. Мы и явились за два часа, как порядочные, когда никого еще не было, потому что все нормальные люди подъехали позже. Разумеется, так как мы были первыми, никакой очереди на регистрацию еще не было. Если бы мы увидели эту очередь около домика, то, конечно, мы бы в нее встали, а так...

В общем, поехали сразу к парому. И въехали бы на него без проблем, если бы я вдруг не обратила внимания, что в наших билетах не отмечены места. А их дают после регистрации.

Мы, конечно, получили потом эти места (муж пошел пешком к тому домику, отметился), хотя могли бы преспокойно и без них ехать. И вообще, это проблема Silja Line, что мы бы у них зайцем поехали.

Но меня удивляет другое: почему пограничник, проверяющий паспорта, не требует предъявить билет. Если бы билеты проверяли вместе с паспортом, мы не смогли бы пробраться на паром без регистрации. А ведь что значит регистрация? Это значит, что если бы с паромом, не дай Бог, что-нибудь случилось, потонул, например, никто бы никогда не узнал, что я была на этом пароме. Не говоря уже о том, что у машины большой багажник и я могла бы туда положить двух человек, даже без паспортов, - его все равно никто не проверял.

Впрочем, террористу, может быть, и не нужно, чтобы о нем знали, но я-то нормальный человек.

А еще я скажу, что, хоть у нас и привыкли кивать на Европу, но в Германии, например, где мы довольно часто бываем, на несуществующей южной границе со Швейцарией заставляют открывать багажник. Там, невзирая на то, что мы люди немолодые, что мы точно не похожи на исламских террористов, нас просят открыть багажник и показать, что внутри. Правда, не каждый раз, но просят».

Вот так. Там, в Европе, проверяют, а у нас уже нет. Похоже, право граждан на свободу передвижения Эстония восприняла как-то очень уж буквально.

А «раздельная» проверка паспортов и билетов, как сказали в пресс-службе Таможенного и налогового департамента, будет пока продолжаться: «Поскольку Эстония не является пока шенгенским государством, то проверка документов на внутренних границах ЕС остается и осуществляется пограничниками». В то время как проверка билетов - головная боль компаний, осуществляющих «транспортировку» пассажиров. И друг друга эти учреждения, понятное дело, не подменяют.

Уповаем на Америку?

Во вторник, 21 сентября, в Нью-Йорке открылась 59-я сессия Генеральной ассамблеи Организации объединенных наций. По сообщению BBC News, одним из первых на ней выступил президент США Джордж Буш, который заявил, что США намерены помогать уничтожать террористов по всему миру.

Так что нам не о чем беспокоиться.