погода
Сегодня, как и всегда, хорошая погода.

Netinfo

"Молодежь Эстонии" | 18.10.05 | Обратно

Туризм с препятствиями

Игорь КАЛАКАУСКАС

Фото автора и Андрея Колесника.

В любой, даже самой замечательно организованной туристической поездке всегда есть «проколы», и высшим мастерством считается, когда внезапно возникшие по ходу тура препятствия просто оказываются незаметными или незначительными.

Однако поездка, в которой мне довелось не просто участвовать, но и быть руководителем группы, по моим понятиям, вообще не укладывается в категорию тура с «непредвиденными трудностями». Трудности эти возникали ежедневно и, преодолев их, я тут же приступал к штурму следующей «высоты».

Реклама обещала не просто поездку – тур по Западной Европе. Слыханное ли дело, когда за две недели путешествия туристы получали возможность посетить три европейские столицы (Стокгольм, Копенгаген, Париж), прокатиться на паромах, отдохнуть на средиземноморском курорте Испании и неспешно ознакомиться с достопримечательностями прилегающих к этому курорту местечек. Если добавить сюда включенное в стоимость пакета двухразовое питание на месте, то останется лишь задать вопрос: разве можно отказываться от такой программы, если у тебя есть на это средства?

Отказаться от искушения увидеть так много за две недели не смогли и семьдесят человек, которых я встретил на Балтийском вокзале рядом с двухэтажным автобусом, на борту которого красовалась реклама какой-то швейцарской фирмы (страну можно было определить по домену рекламируемой web-страницы). Проблемы с сервисом начались сразу: чемоданы путешественников не поместились в багажное отделение, и их пришлось ставить в проходах. Возникшее напряжение омрачалось еще и тем, что в автобусе не осталось свободных мест и далеко не все смогли получить такие места, на которые рассчитывали и которые им были обещаны.

«Стоп, машина!»

...Водители озабоченно поглядывали в зеркало заднего вида и решили все-таки притормозить на первой стоянке. По их озабоченному виду мне стало ясно: проблему с ходу решить не удастся. Бригада техников приехала и в течение 10 часов все наладила. Деньги, заплаченные за ремонт, - примерно стоимость аренды нашего автобуса на эти две недели, но выбора у нас не было.

Следующую ночь провели в автобусе – это было коллективное решение, с которым согласились и водители. Турфирма в сложившейся ситуации дала клятвенное обещание продлить всем отдых в Испании на один день (кстати, обещание было выполнено с лихвой), и ранним утром мы подъехали к австрийско-швейцарской границе.

Приехали!

Доехали до Испании. Расположились. И опять поломка.

«Автобус дальше не пойдет!» - без вступления заявил мне один из водителей, другой лишь утвердительно кивнул. «И что вы мне предлагаете?» - спросил я. «Мы будем связываться с руководством нашей транспортной фирмы», - был ответ. Решив не дожидаться решения Eurobus (именно этой фирме принадлежал наш двухэтажный автобус), я связался с руководством Karfagen Travel (это турбюро предложило мне работу, а также продало путевки семидесяти пассажирам). Мое беспокойство Рейн Калда, глава Karfagen, отнюдь не разделял. Он предложил мне отключиться от проблем, приступить к отдыху на берегу Средиземного моря, а водителям спокойно заняться ремонтными работами. Программа действительно позволяла – автобус был нам необходим только к концу второго дня для поездки на шоу фламенко. Правда, впереди были экскурсии в Барселону, Монтсеррат, музей Дали, но к тому времени автобус планировалось отремонтировать.

За три дня до отправления домой (программа, кстати, предусматривала посещение на обратном пути Парижа) авиарейсом из Таллинна прибыл представитель с легким чемоданчиком и просьбой одолжить ему 40 евро на такси – его наличности не хватило. Работа по ремонту автобуса закипела только на следующий день, но уже к концу дня стало ясно: требуется новая деталь – турбина. Дальше началась какая-то странная игра. По моим представлениям, если требуется новая деталь, то ее стоит приобрести на месте. Однако у Eurobus было свое мнение – деталь было решено доставить очередным авиарейсом из Таллинна. К чему такие сложности, мне до поры до времени было непонятно. Экономить каждый сент – это, в общем-то, нормальное явление. Но тратиться на билеты курьерам вместо того, чтобы попытаться решить проблему на месте...

После появления очередного курьера, на сей раз с нужной деталью, мне стало ясно: это саботаж, который можно было объяснить лишь хитросплетением взаимных обязательств туристической и транспортной фирм, то есть Karfagen и Eurobus. Не дожидаясь, когда они, наконец, все между собой утрясут, я на всякий случай отправил письма в эстонский Департамент защиты потребителя, в МИД ЭР, Karfagen Travel и Eurobus. Вероятность задержки выезда с каждым часом была все выше, и визы двадцати трех человек заканчивались за четыре часа до нашего отправления из Капельскяра (шведского порта) – это при условии своевременного прибытия.

Группа выехала с двухдневным опозданием. Все нервно прислушивались к урчанию мотора, пытаясь различить звуки отремонтированной турбины. Вновь предстоял ночной путь, который, по замыслу все того же Р. Калда, должен был завершиться в Ганновере ночевкой в придорожном хостеле. Более 1200 км для него не проблема. Все мои попытки убедить его, что при всем желании мы не успеем совершить этот марш-бросок, разбивались о полное равнодушие: «Не хотите спать на причале – успеете». Пикантность ситуации была еще и в том, что 26 сентября – дата, когда, скорее всего, мы прибыли бы в долгожданный порт – паром Vana Tаllinn планировалось поставить на однодневную профилактику.

«Следуйте пешком!»

В 200 км от Ганновера проблема «разрешилась» сама собой: наш автобус, сопровождаемый германской дорожной полицией, встал на одной из стоянок автобана. Вердикт был однозначным – в таком техническом состоянии (за нами тянулся шлейф из густого черного дыма и ручеек масла, выливавшегося из мотора) транспортное средство двигаться дальше не может. Нам было предложено связаться со страховой фирмой, чтобы решить вопрос о предоставлении другого автобуса. Вновь начались нудные переговоры с Karfagen, Департаментом защиты потребителя, эстонским консулом в Германии. Все осложнилось категорическим отказом Eurobus признать факт «страхового случая» - то есть наличия технической проблемы, не подлежащей решению на месте.

В полном отчаянии я связался с эстонским консульством в Германии, и там сотрудница, сославшись на невозможность оказать какую бы-то ни было финансовую помощь соотечественникам, предложила взять чемоданы и двигаться в сторону ближайшей железнодорожной станции и отправляться домой за свой собственный счет. Когда я передал группе совет консульства, всех охватило отчаяние. Кстати, нас к тому моменту было семьдесят пять человек: два курьера поехали вместе с нами. После ночевки в душном автобусе в немецком лесу, в пяти километрах от ближайшего населенного пункта, туристы взяли инициативу в свои руки - связались с германской транспортной фирмой и заказали два автобуса до Стокгольма. Выставленный счет (свыше 5000 евро) решено было оплатить вскладчину. К паю пришлось присоединиться и мне – с этого момента я тоже стал одним из 75 заложников Karfagen. К слову сказать, я к тому моменту прервал связь с г-ном Калда (он, кстати, в тот момент уже находился с группой туристов в Португалии) – с ним мне не о чем было больше говорить.

Бонус от Tаllink

Два комфортабельных автобуса доставили нас в Стокгольм за два часа до отправления Regina Baltica. Что случилось, многие, наверное, знают. Паром сел на мель (точнее, врезался в выступавший из воды риф – мы все это видели собственными глазами). Нас отбуксировали в Капельскяр и пересадили на Vana Tallinn, который прибыл в Таллинн вместо Палдиски. Всем предложили бесплатный завтрак. Но нас эта «халява» мало радовала – все очень устали и торопились скорее домой.

Многие участники этой незабываемой поездки собираются требовать компенсации. Конечно, стоит попытаться это сделать, хотя после детального изучения текста договора, предложенного Karfagen туристам, пыл некоторых заметно угас: фактически по договору турфирма ни за что ответственности не несет.

Так что единственное, что я могу посоветовать тем, кто из всего вышесказанного хотел бы извлечь урок, это самим все десять раз перепроверить: договоры, лицензии, страховки. В противном случае никто не сможет вам дать гарантию, что с вами такое не произойдет.